Ростовская область
Константиновский район
МБОУ « Богоявленская СОШ»
ул. Центральная 4
тел. 53110
Проект: «Добавь здоровья!»
Наталья Александровна Чеснокова
учитель начальных классов
I квалификационная категория
2011 – 2012 уч. год
I. ВВЕДЕНИЕ
У древнего бога Эскулапа было две дочери - Панацея и Гигиена. Они обе владели даром целительства. Но лечили по-разному. Панацея считала, что может подарить людям лекарство от всех болезней сразу. Гигиена же говорила, что на все случаи жизни одного-единственного средства быть не может. Человек слаб и уязвим потому, что не знает Законов Жизни. Этим законам надо людей поучить. Разные пути у дочерей Эскулапа. Панацея лечит людей таблетками да микстурами, ищет единственное средство от всех болезней сразу. А Гигиена просвещает людей, объясняет Законы Жизни. Она верит, что, овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми, а сама жизнь — прекрасной. Педагоги, подобно Гигиене, должны нести знания о Здоровье.
Можно ли обучать детей так, чтобы сохранить или даже укрепить состояния их здоровья? Теоретически – да, практически – не получается. Врачи - педиатры, наблюдающие состояние здоровья школьников, а так же данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме у учащихся в процессе их обучения в школах разного типа.
Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет 2400- 2600 заболеваний на 1000 детей, т. к. каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4 – 2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Все это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников.
Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.
Именно поэтому нужен проект « Здоровье - норма жизни». Он направлен на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.
Чтобы реализовать этот проект нужно задействовать все службы школы: администрацию, педагогов, психолога, медицинского работника, технический персонал.
II. ЦЕЛИ:
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха.
III. ЗАДАЧИ:
- Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
- Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
- Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
- Организовать систему профилактических работ по предупреждению
детского травматизма на дорогах, предотвращению роста
заболеваемости учащихся школы.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
IV. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место в жизни выпускник.
V. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
- учащиеся;
- классные руководители;
- учителя-предметники;
- медицинский работник;
- врачи-специалисты;
- психолог;
- родители.
VI.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Учебно – воспитательная работа
- организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся;
- валеологический анализ расписания уроков;
- организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием детей на свежем воздухе;
- организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастов;
- включение вопросов с определенной валеологической направленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, и др.;
- контроль за выполнение норм самообслуживания;
- контроль над правильным использованием ТСО;
- валеологический анализ урока;
- повышение валеологической грамотности учителей;
- структурирование учебных программ на основе валеалелогических принципов;
2. Диагностическая работа
- создание «Паспорта здоровья»;
- осуществление контроля над соблюдением норм нагрузки учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой);
- проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения;
- запуск медико-педагогического мониторинга детей и подростков при зачислении в школу;
3. Профилактическая и коррекционная работа
- плановый медосмотр;
- мониторинг естественной и искусственной освещенности учебных кабинетов;
- формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов;
- мониторинг санитарного состояния учебного помещения – отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация;
- плановая диспансеризация учащихся;
- контроль пищевого рациона;
- контроль над состоянием рабочей мебели;
- ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом медосмотра и диспансеризации;
- контроль над недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат и помещения школы;
4. Научно- методическая работа опытно- экспериментальная работа
- внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья учащихся и учителей, в практику учебно-воспитательного процесса;
- обеспечение научно- методической литературой, учебными программами и учебниками по валеологии учащихся разных возрастов;
- контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов;
5. Информационно просветительная работа
- использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций, проведение дня здоровья;
- использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах, воспитание учащихся личным примером учителей (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ о т вредных привычек);
VII. ФУНКЦИИ
Для реализации проекта функции возлагаются на различные категории работников школы.
- медицинская служба школы;
- директор и его заместители;
- классный руководитель;
VIII. СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ С ДРУГИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
- детская поликлиника (проф.осмотры, диспансеризация, медицинская помощь);
- взрослая районная поликлиника (проф.осмотры, диспансеризация, медицинская помощь);
- детская стоматологическая поликлиника (проф.осмотры и, при необходимости, лечение);
- ГИБДД ( лекции, беседы, ролевые игры для учащихся)
IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект рассчитан на 2-5 лет и предполагает постоянную работу по его дополнению и совершенствованию.
Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
Шопенгауэр А.