Руководитель проекта: зам. директора по в/ работе Л.Л. Крутикова.
1.Актуальность проекта:
Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации , интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. Нужно отметить, что мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира. Работа по этому направлению в образовательной среде важна, поскольку каждый обучающийся свободен в своем выборе, и взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Отсюда возникает необходимость в том, чтобы активно вовлекать учащихся в социальную деятельность, через сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления. И обучающиеся уже сегодня готовы бескорыстно и сознательно сделать жизнь « хоть чуть- чуть чище, краше и добрее». Нужно поддержать их стремление, своими делами приносить радость и пользу себе, своим друзьям, людям близким и далеким. Воспитание отдельных качеств личности следует рассматривать в тесной связи с морально-нравственными качествами. Нравственная основа- тот стержень, на котором должна основываться жизнедеятельность любого человека. Совесть, достоинство, потребность в человеческом общении - нормы, без которых не может полноценно существовать ни общество, ни человек. Через создание нашего проекта мы стараемся реализовывать определенные нравственно-этические нормы. Мы готовы поддерживать партнерские отношения с различными детскими общественными объединениями. Однако важно, чтобы главным в любом направлении нашей работы был подросток - активный, сознательный, творческий, инициативный, уважающий окружающих. И чтобы именно его гражданское становление, раскрытие его способностей, реализация его потребностей в творчестве, дружбе, познании мира, в том числе и защита его прав, были в центре внимания любых детских движений и объединений. Это наша принципиальная позиция, которой мы намерены следовать. И в этом мы видим сущность создания нашего проекта и его дальнейшую реализацию.
В последнее время понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, признанным быть единым для любого языка Земли.
Проблема ценностного отношения человека к другому интересует людей со времени возникновения мировых религий. Объяснить появление в человеке эгоцентризма, агрессивности, нетерпимости по отношению к другим можно наличием естественных инстинктов самосохранения, необходимостью борьбы за ресурсы, потребностями в превосходстве лидерстве, успехе, стремлением к власти. Однако появление таких человеческих качеств, как гуманность, альтруизм, толерантность восходит к эпохе зарождения самого человечества. Отсюда мы делаем вывод, что феномен толерантности неразрывно связан с внутренним ощущением человеком собственной свободы, позволяющим ему самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений, противостоять экстремистским настроением толпы, массовой ксенофобии и предрассудком, восприятию инаковости, как отклонение от нормы, как проявления чуждости и враждебности по отношению к себе.
В нашем ОУ обучаются дети разных национальностей: греки, молдаване, армяне, чеченцы, турки, азербайджанцы, грузины, немцы.
Дети разных национальностей нашей школы, мирно уживаются друг с другом, не наблюдается национальной розни и конфликтов. Но проблема актуальна для всего мирового сообщества, в результате возникли мысли по созданию проекта.
2. Цель проекта: создание условий для становления толерантной личности, благоприятной социально-психологической среды, на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
Задачи:
- формирование у обучающихся навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основных ценностей.
- воспитание ответственности, чуткости, уважение человеческого достоинства и индивидуальности
- повышение уровня знаний о культуре других наций и народностей
3. Механизм реализации проекта:
3.1. Основные мероприятия по реализации проекта.
на I этапе (сентябрь-ноябрь 2011г.)
№ п/п
|
Содержание
|
Сроки
|
Исполнитель
|
Результат
|
1
|
Организация социального опроса, позволяющего определить тенденции
развития проекта.
|
ноябрь 2011.
|
Администрация
Социальный педагог
Представители классных родительских комитетов
|
Создание социального паспорта школы.
|
2
|
Анализ и целенаправленное формирование кадровых, учебно-методических, материально-технических ресурсов
|
Ноябрь
2011г.
|
Директор
Зам. директора по УВР
|
Работа над портфолио учителя.
Внедрение диагностических материалов, используемых для оценки уровня нравственности
|
3
|
Анализ состояния работы по социокультурной интеграции в школе
|
сентябрь
2011
|
Зам. директора ВР
Руководители МО, шк.самоуправление
|
Создание банка данных о проведении работы по данному направлению.
|
4
|
Определение приоритетных направлений в работе школы и разработка программ.
|
В течении-2011 -2012 уч. года
|
Директор
Зам. директора по УВР
Зам. директора по ВР
Рук. МО, шк. Самоуправление
|
Утверждение программ: «Нравственность и культура»
« Светская этика»
|
8
|
Исследование потребностей учащихся в изучении миграционной и этнической ситуации в РФ.
|
Октябрь - ноябрь 2011 уч. год
|
Зам. директора по ВР
. педагог-психолог,
родит. комитет
Совет Учреждения
|
Организация работы
по направлениям.
|
3.2 . Основной этап (декабрь- март 2011-2012 г.).
Основные мероприятия по реализации
проекта на II этапе.
№ п/п
|
содержание
|
Сроки
|
Исполнитель
|
результат
|
1
|
Расширение и развитие технологии содержания и форм организации работы по проекту.
|
В течение года
|
Администрация
органы самоуправления
|
Создание условий для самореализации всех участников образовательного процесса через раскрытие их творческого потенциала и участие в проекте.
|
2
|
Организация и проведение семинаров по изучению этнического и культурного своеобразия мигрантов.
|
В течение
года
|
Зам. директора по УВР
Рук. МО
|
Создание банка программно-методических материалов.
Разработка элективного курса.
|
3
|
Создание единого информационного пространства
|
В течение
года
|
Администрация
Шк.актив.
|
Формирование знаний в данном направлении.
|
5
|
Обучение педагогов школы навыкам научно- исследовательской работы с уч-ся
|
Сентябрь 2011-январь 2012 уч. г.
|
Зам. директора по УВР.
|
Участие в научно- практических конференциях школьников
|
6
|
Работа по направлению
межэтнической и межконфессиональной
толерантности.
|
В течение года.
|
Директор
Зам. директора по УВР
Зам. директора по ВР
Руков. МО
Пед. коллектив, шк. Самоуправление
|
Приобщение уч-ся к нравственным и духовным ценностям, изучение истории и культуры своей малой Родины, других народов.
Формирование мотивации к участию в данном направлении.
Овладение уч-ся культурно-ценностных ориентаций, взаимоотношений, общения.
|
5.4. Обобщающий (апрель- июнь 2012 г.).
Цель: анализ достигнутых результатов и определение перспектив
дальнейшего развития школы в данном направлении.
Основные мероприятия по реализации проекта на III этапе.
№ п/п
|
содержание
|
Срок
|
Исполнитель
|
результат
|
1
|
Мониторинг эффективности внедрения инновационных форм и методов работы по формированию у уч-ся установок межэтнической и межконфессиональной толерантности.
|
2012г..
|
администрация
|
Создание внутришкольного педагогического мониторинга
|
2
|
Обобщение опыта работы в рамках реализации проекта
« Изучаем и познаем»
|
Июнь 2012г.
|
Администрация
Совет школы
|
Определение перспектив и путей дальнейшего работы в данном направлении.
Создание сборника внеклассных мероприятий.
|
4. Ожидаемые результаты:
- привлечение внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, укрепление приверженности и активации действий в поддержку поощрения толерантности
- повышение восприимчивости к любым проявления культурной дискриминации, способность находить в иной культуре нечто полезное и ценное для себя.
- способность предлагать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурном обществе
- понимание других культур, умение избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов
- предупреждение правонарушений
- взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа-центр социокультурной среды.
- Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав и свобод, достоинства других людей.
5.Кадровое обеспечение: педагог- психолог, социальный педагог, уполномоченный по правам ребенка.
6.География проекта:
-
- связь с социумом
- СДК, ДШИ, ЦВР
- другие детские общественные организации, отдельные лица пожелавшие участвовать в проекте
7.Система управления проектом
- Налажены контакты с городскими школами / уч-ся и педагогами/
- Существует собственный детский интеллектуальный и творческий потенциалы.
- Имеется поддержка ЦВР
8.Организационный план проекта:
- Информирование педагогического коллектива об идее проекта, привлечения их к работе
- Сбор материала ; статей, видео- сюжетов, наглядности для проведение мероприятий данного направления
- Рассмотрение на заседании Совета школы данного проекта
- Установление контактов с предполагаемым деловыми партнерами, поиск спонсоров.
- Получение необходимых ресурсов.
- Реализация проекта.
9.Критерии оценки эффективности проекта
- Проект считается удачным, если; сложится система работы в данном направлении
- Поступят положительные отзывы обучающихся, педагогов, родителей
- Отсутствие конфликтов в подростковой среде.
- Возникает желание к продолжению совместной деятельности.
10.Необходимая финансовая поддержка:
- работа уполномоченного по правам ребенка осуществляется на безвозмездной основе.